Тьма. Магия Тьмы. Понимание Тьмы.
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Тайны вечной матери миров и человечества.
 
ФорумФорум  ПорталПортал  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

  Вёльва (провидица)

Перейти вниз 
АвторСообщение
Nemesis

Nemesis


Сообщения : 1943
Дата регистрации : 2014-05-17

 Вёльва (провидица) Empty
СообщениеТема: Вёльва (провидица)    Вёльва (провидица) EmptyСр Май 27, 2015 12:34 am

Источник: Форум ОГМ. http://www.angraal.com/t6695-topic

В любой энциклопедии по скандинавской мифологии мы можем найти
подробную информацию о каждом боге: его имя, его функции, родствен-
ные связи и прочее. Такая же информация содержится и о ряде других
существ: альвах, йотунах, двергах. Мы можем узнать также и о героях,
таких как Сигурд Убийца Фафнира или Старкад, узнать об их подвигах и
прочих делах. Но вот, пожалуй, ни в одной энциклопедии мы не найдём
подробной информации о вёльве. Не о вёльве как представительнице
«класса» провидиц у древних германцев и скандинавов, но о вёльве как
персонаже «Эдд». О той самой вёльве, с которой неоднократно совето-
вался Один, которая предсказала Рагнарёк и смерть Бальдра. Именно
этот пробел я и хочу восполнить данной статьёй.
Сразу поясню, что данная статья строится на предположении о том, что
вёльва, упомянутая в «Эддах», это один и тот же персонаж, а не несколь-
ко разных. Так ли это в действительности, сказать сложно. Однако об-
щая структура «Старшей Эдды» наталкивает именно на такие мысли.

Что мы знаем о вёльве? Обращаясь к
«Старшей Эдде», мы можем найти следу-
ющие факты.
Факт первый: вёльва – существо древнее,
возникшее в начале времён. Даже до рожде-
ния Одина. Об этом говорит она сама в своём
«Прорицании» в ст. 1 и 2 (здесь и далее – пере-
вод А. И. Корсуна):
Один, ты хочешь,
чтоб я рассказала
о прошлом всех сущих,
о древнем, что помню.
Великанов я помню,
рожденных до века,
породили меня они
в давние годы;
помню девять миров
и девять корней
и древо предела,
еще не проросшее.
Факт второй: вёльва принадлежит к роду
йотунов, великанов. Об этом мы также узнаём
из ст. 2, но также и из ст. 13 «Снов Бальдра»,
где Один говорит:
«Ты же не вёльва,
провидица вещая,
ты, верно, мать
трех великанов!»
Может показаться, что речь идёт о двух
разных персонажах: вёльве и «провидице ве-
щей», но дословно:
Ert-at-tu völva
né vís kona
...означает «ты не вёльва, не вещая жен-
щина», что подтверждает, что речь идёт об од-
ном и том же персонаже.
Также из «Прорицания вёльвы» мы уз-
наём, что она получает от Одина плату за свои
услуги в виде драгоценностей (ст. 29):
Один ей дал
ожерелья и кольца,
взамен получил
с волшбой прорицанья, —
сквозь все миры
взор ее проникал.
Небезынтересным фактом является и то,
что вёльва мертва, но воскрешена Одином.
Вернуться к началу Перейти вниз
Nemesis

Nemesis


Сообщения : 1943
Дата регистрации : 2014-05-17

 Вёльва (провидица) Empty
СообщениеТема: Re: Вёльва (провидица)    Вёльва (провидица) EmptyСр Май 27, 2015 12:34 am

Это известно из «Снов Бальдра» (ст. 4):
На восток от ворот
выехал Один,
где, как он ведал,
вёльвы могила;
заклинанье он начал
и вещую поднял…
Там же, в «Снах Бальдра», вёльва и сама
говорит о себе (ст. 5):
«Что там за воин,
неведомый мне,
что в путь повелел мне
нелегкий отправиться?
Снег заносил меня,
дождь заливал
и роса покрывала, —
давно я мертва».
Но совсем иные взаимоотношения мы
видим в «Прорицании вёльвы». Когда Один
получает от неё пророчество о гибели богов,
то вёльва описывает весьма интересную ситу-
ацию:
Она колдовала
тайно однажды,
когда князь асов
в глаза посмотрел ей…
К сожалению, перевод А. И. Корсуна в
данном случае не совсем верен. В оригина-
ле первые две строки представляют собой
одну и переводятся несколько иначе. Впро-
чем, я приведу оригинал вышенаписанного
фрагмента:
Ein sat hon úti
þá er inn aldni kom
yggjungr ása
ok í augu leit
Перевод (автора статьи):
Одна сидела она снаружи,
Когда старик пришёл –
Иггъюнг – из асов –
И в глаза заглянул.
Единственное, но весьма значимое от-
личие от перевода Корсуна – это описание
того, чем занималась вёльва. «Одна сидела
снаружи» – вероятнее всего здесь содержит-
ся упоминание о такой практике, как утисета.
«Utiseta» – буквально «сидение снаружи», то
есть вне дома, на открытом пространстве. Ве-
роятно, перекликается с колдовским «сидени-
ем на кургане» и «сидением под повешенным»
(упоминание о том, что под повешенными си-
дел Один, есть в «Саге об Инглингах»), кото-
рые родственны «шаманскому путешествию»
души. В данном случае – с целью установить
контакт с духом.
Но в таком случае это означает, что если
вёльва пребывает в состоянии «шаманского
путешествия», значит она не мертва, а жива на
данный момент. Однако это не совсем согла-
суется с финалом «Прорицания», где вёльва
говорит о себе (в третьем лице):
«Nú mun hon sökkvask.» – Теперь должна
она погрузиться.
Традиционно считается, что вёльва гово-
рит о своём погружении в землю, в могилу.
Что, якобы, подтверждает её мёртвое состоя-
ние. Но, во-первых, это противоречит словам
о том, что Один награждает её драгоценно-
стями (ст. 29 «Прорицания»). Возникает ло-
гичный и закономерный вопрос: зачем умер-
шей какие-то награды? Тем более, что в «Снах
Бальдра», где мы видим вёльву уже однознач-
но умершей, ни о каком вознаграждении за
пророчества речи уже не идёт.
Во-вторых, вёльва собирается «погру-
зиться» не просто так, а по вполне конкретной
причине: она видит летящего Нидхёгга. Вёль-
ва боится, и это не случайно: из ст. 39 мы уз-
наём, что Нидхёгг не церемонится с теми, кто
оказался в его владениях:
Нидхёгг глодал там
трупы умерших,
терзал он мужей
Исходя из слов вёльвы можно предпо-
ложить, что появление Нидхёгга является уг-
розой для души, находящейся в «шаманском
путешествии».
Вот прилетает
черный дракон,
сверкающий змей
с Темных Вершин;
Нидхёгг несет,
над полем летя,
под крыльями трупы —
пора ей исчезнуть.
Вёльва говорит однозначно: «трупы»,
противопоставляя их себе – живой, но нахо-
дящейся душой в мире мёртвых.
Примечателен тот факт, что нигде в
«Старшей Эдде» не упоминается имя вёльвы.
Не совсем ясно, почему так: с одной стороны,
вёльва – персонаж сторонний, не относящий-
ся напрямую к богам, но с другой – отсутствие
упоминания имени может быть свидетельст-
вом того, что вёльва – персонаж известный
настолько, что её имя упоминать не обяза-
тельно. Если предположить второй вариант,
то мы можем даже отыскать кандидатуру на
эту роль.
Это провидица Гроа, которая упомянута
в «Младшей Эдде» и в «Старшей Эдде» в по-
эме «Заклинания Гроа». Из «Младшей Эдды»
мы узнаём, что Гроа – великанша, жена вели-
кана Аурвандиля. Однако сын Гроа – Свипдаг
– представляется человеком, героем, что ста-
вит под сомнение то, что Гроа является «той
самой» вёльвой.
Итак, вёльва – великанша, могуществен-
ная колдунья, провидица, обладающая му-
дростью. В период своей жизни она расска-
зывает Одину о начале мировой истории, её
продолжении и гибели богов. За свои услуги
Один щедро одаривает её драгоценностями.
Позднее вёльва умирает, однако Один вновь
пользуется её услугами, чтобы узнать о судь-
бе своего сына Бальдра, для чего поднимает
её из могилы, находящейся в Хель.
Образ вёльвы необычайно интересен.
Мы можем видеть, что перед нами – цель-
ный и «живой» персонаж, личность со своими
уникальными функциями. Персонаж, роль ко-
торого не менее важна, чем роль Одина или
Локи. К сожалению, скандинавская мифоло-
гия не сохранила имени вёльвы, деталей её
биографии и генеалогии, сосредоточившись
лишь на её действиях, необходимых для опи-
сания мифологических сюжетов. Но ценность
этих действий состоит в том, что благодаря им
формируется завязка и развязка скандинав-
ской мифодрамы, начиная от «Прорицания»
и заканчивая «Снами Бальдра». Вёльва – это
персонаж, который в прямом смысле слова
«открывает» для нас мир древнесеведревнесеверных ми-
фов и рассказывает о его судьбе.
Источник: Журнал "Северный ветер"
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Вёльва (провидица)
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Тьма. Магия Тьмы. Понимание Тьмы. :: ТЬМА :: Форум МАГИИ-
Перейти: