Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) — йога внутреннего Огня, одна из шести йог Наропы, методов линии Кагью, применяющихся также и в остальных школах тибетского буддизма. Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно - "белая юбка"), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые обноски, обходятся без тёплой одежды. О туммо в своих песнях часто упоминал Миларепа[1] (кстати, из-за его аскетического обычая носить хлопковую одежду круглый год ему, имевшему при рождении имя Мила, и присвоили прозвище «репа» (Вайли ras pa).
В одной из своих песен Миларепа говорил:
Цитата :
Уравновесь колебания красного и белого
В пупочном центре,
И ум озарится постижением, переживая
Тепло как блаженство…
Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Тех, кто достиг определённых результатов в этом направлении, испытывают несколькими способами: в стужу человек должен высушить теплом своего тела мокрые лоскутки ткани, а во время медитации на снегу — растопить вокруг себя как можно больше снега
История распространения практики туммо
От Наропы практике туммо научился его ученик Марпа, а позже она перешла и к Миларепе, с учениями которого и распространилась по всему Тибету. Миларепа использовал туммо в том числе для того, чтоб поддержать своё тело во время медитаций в высокогорных пещерах. От Миларепы практика перешла и к его ученикам Гампопе и Речунгпе и передавалась впоследствии изустно от ламы к его последователям. Наибольшее распространение она получила именно на Тибете, как действенный инструмент выработки тепла, а вот в Индии, где, собственно, и зародилась, она не получила столь популярной огласки. Как и в большинстве упражнений и совершенствований тибетского буддизма, туммо осуществляется посредством признания и осознания того, что все внешние явления являются зеркалом собственного ума. Обучение практике туммо происходит только лишь под руководством квалифицированных лам, приверженцев традиционного тантрического буддизма, это имеет решающее значение для достижения положительных результатов, избегания ошибок.
Миларепа так воспевал туммо:
Цитата :
К чему мне благородный шёлк
И тонкая, мягкая шерсть?
Наилучшая одежда —
Согревающий огонь блаженства туммо…
Александра Давид-Неэль первой познакомила с туммо европейцев. Жители СССР могли прочитать об этой практике в романе Ивана Ефремова «Лезвие бритвы».
Туммо с научной точки зрения
Совершались неоднократные попытки объяснить эффекты туммо с научной точки зрения. Например, в исследованиях профессора Гарвардского университета Герберта Бенсона в 1981 и 2000 гг. было установлено, что монахи могут повышать температуру пальцев рук и ног более чем на восемь градусов по Цельсию. Популярное изложение см. У.Кроми (William Cromie, США). Доцент СПбГУ Ринад Минвалеев разработал свой метод, основывающийся на идеях туммо. В советское время изучал предельные возможности организма человека Алексей Катков. Незадолго до своей трагической гибели он провёл эксперимент на добровольцах, которые смогли практически обнажёнными в течение часа выдерживать температуру −60оС в разреженном воздухе, соответствующем высоте 7500 м над уровнем моря, обдуваемые воздушным потоком каждые десять минут от двухметрового вентилятора.
Источник: Форум ОГМ