|
| Прорицание Вёльвы | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Nemesis
Сообщения : 1943 Дата регистрации : 2014-05-17
| Тема: Прорицание Вёльвы Ср Май 27, 2015 12:36 am | |
| Источник: Форум ОГМ. http://www.angraal.com/t6711-topic
Внимайте мне все священные роды, великие с малыми Хеймдалля дети! Один, ты хочешь, чтоб я рассказала о прошлом всех сущих, о древнем, что помню. 2
Великанов я помню, рожденных до века, породили меня они в давние годы; помню девять миров и девять корней и древо предела, еще не проросшее.
3
В начале времен, когда жил Имир, не было в мире ни песка, ни моря, земли еще не было и небосвода, бездна зияла, трава не росла.
4
Пока сыны Бора, Мидгард создавшие великолепный, земли не подняли, солнце с юга на камни светило, росли на земле зеленые травы.
5
Солнце, друг месяца, правую руку до края небес простирало с юга; солнце не ведало, где его дом, звезды не ведали, где им сиять, месяц не ведал мощи своей.
6
Тогда сели боги на троны могущества и совещаться стали священные, ночь назвали и отпрыскам ночи - вечеру, утру и дня середине - прозвище дали, чтоб время исчислить.
7
Встретились асы на Идавёлль-поле, капища стали высокие строить, сил не жалели, ковали сокровища, создали клещи, орудья готовили.
8
На лугу, веселясь, в тавлеи играли, все у них было только из золота,- пока не явились три великанши, могучие девы из Ётунхейма.
9
Тогда сели боги на троны могущества И совещаться стали священные: кто должен племя карликов сделать из Бримира крови И кости Блаина.
10
Мотсогнир старшим из племени карликов назван тогда был, а Дурин - вторым; карлики много из глины слепили подобий людских, как Дурин велел. 11
Нии и Ниди, Нордри и Судри, Аустри и Вестри, Альтиов, Двалин, Бивёр и Бавёр, Бёмбур, Нори, Ан и Анар, Аи, Мьёдвитнир, 12
Гандальв и Вейг, Виндальв, Траин, Текк и Торин, Трор, Вит и Лит, Нар и Нюрад - вот я карликов - Регин и Радсвинн всех назвала. 13
Фили и Кили, Фундин, Нали, Хефти, Вили, Ханар, Свиор, Фрар и Хорнбори, Фрег и Лони, Аурванг, Яри, Эйкинскьяльди.
14
Еще надо карликов Двалина войска роду людскому назвать до Ловара; они появились из камня земли, пришли через топь на поле песчаное.
15
Это был Драупнир и Дольгтрасир с ним, Хар и Хаугспори, Хлеванг и Глои, Дори и Ори, Дув и Андвари, Скирвир, Вирвир, Скафинн и Аи,
16
Альв и Ингви, Эйкинскьяльди, Фьялар и Фрости, Финн и Гиннар; перечень этот предков Ловара вечно пребудет, пока люди живы.
17
И трое пришло из этого рода асов благих и могучих к морю, бессильных увидели на берегу Аска и Эмблу, судьбы не имевших.
18
Они не дышали, в них не было духа, румянца на лицах, тепла и голоса; дал Один дыханье, а Хёнир - дух, а Лодур - тепло и лицам румянец.
19
Ясень я знаю по имени Иггдрасиль, древо, омытое влагою мутной; росы с него на долы нисходят; над источником Урд зеленеет он вечно.
20
Мудрые девы оттуда возникли, три из ключа под древом высоким; Урд имя первой, вторая Верданди,- резали руны,- Скульд имя третьей; судьбы судили, жизнь выбирали детям людей, жребий готовят. | |
| | | Nemesis
Сообщения : 1943 Дата регистрации : 2014-05-17
| Тема: Re: Прорицание Вёльвы Ср Май 27, 2015 12:36 am | |
| 21
Помнит войну она первую в мире: Гулльвейг погибла, пронзенная копьями, жгло ее пламя в чертоге Одина, трижды сожгли ее, трижды рожденную, и все же она доселе живет.
22
Хейд ее называли, в домах встречая,- вещей колдуньей,- творила волшбу жезлом колдовским; умы покорялись ее чародейству злым женам на радость.
23
Тогда сели боги на троны могущества и совещаться стали священные: стерпят ли асы обиду без выкупа иль боги в отмщенье выкуп возьмут.
24
В войско метнул Один копье, это тоже свершилось в дни первой войны; рухнули стены крепости асов, ваны в битве врагов побеждали.
25
Тогда сели боги на троны могущества и совещаться священные стали: кто небосвод сгубить покусился и Ода жену отдать великанам?
26
Разгневанный Тор один начал битву - не усидит он, узнав о подобном! - крепкие были попраны клятвы, тот договор, что досель соблюдался.
27
Знает она, что Хеймдалля слух спрятан под древом, до неба встающим; видит, что мутный течет водопад с залога Владыки,- довольно ли вам этого?
28
Она колдовала тайно однажды, когда князь асов в глаза посмотрел ей: "Что меня вопрошать? Зачем испытывать? Знаю я, Один, где глаз твой спрятан: скрыт он в источнике славном Мимира!" Каждое утро Мимир пьет мед с залога Владыки - довольно ли вам этого?
29
Один ей дал ожерелья и кольца, взамен получил с волшбой прорицанья,- сквозь все миры взор ее проникал.
30
Валькирий видала из дальних земель, готовых спешить к племени готов; Скульд со щитом, Скёгуль другая, Гунн, Хильд и Гёндуль и Гейрскёгуль. Вот перечислены девы Одина, любо скакать им повсюду, валькириям.
31
Видала, как Бальдр, бог окровавленный, Одина сын, смерть свою принял: стройный над полем стоял, возвышаясь, тонкий, прекрасный омелы побег.
32
Стал тот побег, тонкий и стройный, оружьем губительным, Хёд его бросил. У Бальдра вскоре брат народился,- ночь проживя, он начал сражаться.
33
Ладоней не мыл он, волос не чесал, пока не убил Бальдра убийцу; оплакала Фригг, в Фенсалир сидя, Вальгаллы скорбь - довольно ли вам этого?
34
Сплел тогда Вали. страшные узы, крепкие узы связал из кишок.
35
Пленника видела под Хвералундом, обликом схожего с Локи зловещим; там Сигюн сидит, о муже своем горько печалясь,- довольно ли вам этого?
36
Льется с востока поток холодный, мечи он несет,- Слид ему имя.
37
Стоял на севере в Нидавеллир чертог золотой,- то карликов дом; другой же стоял на Окольнир дом, чертог великанов, зовется он Бримир.
38
Видела дом, далекий от солнца, на Береге Мертвых, дверью на север; падали капли яда сквозь дымник, из змей живых сплетен этот дом.
39
Там она видела - шли чрез потоки поправшие клятвы, убийцы подлые и те, кто жен чужих соблазняет; Нидхёгг глодал там трупы умерших, терзал он мужей - довольно ли вам этого?
40
Сидела старуха в Железном Лесу и породила там Фенрира род; из этого рода станет один мерзостный тролль похитителем солнца. | |
| | | Nemesis
Сообщения : 1943 Дата регистрации : 2014-05-17
| Тема: Re: Прорицание Вёльвы Ср Май 27, 2015 12:37 am | |
| 41
Будет он грызть трупы людей, кровью зальет жилище богов; солнце померкнет в летнюю пору, бури взъярятся - довольно ли вам этого?
42
Сидел на холме, на арфе играл пастух великанши, Эггдер веселый; над ним распевал на деревьях лесных кочет багряный по имени Фьялар.
43
Запел над асами Гуллинкамби, он будит героев Отца Дружин; другой под землей первому вторит петух черно-красный у Хель чертога.
44
Гарм лает громко у Гнипахеллира, привязь не выдержит вырвется Жадный. Ей многое ведомо, все я провижу судьбы могучих славных богов.
45
Братья начнут биться друг с другом, родичи близкие в распрях погибнут; тягостно в мире, великий блуд, век мечей и секир, треснут щиты, век бурь и волков до гибели мира; щадить человек человека не станет.
46
Игру завели Мимира дети, конец возвещен рогом Гьяллархорн; Хеймдалль трубит, поднял он рог, с черепом Мимира Один беседует.
47
Трепещет Иггдрасиль, ясень высокий, гудит древний ствол, турс вырывается.
49
Гарм лает громко у Гнипахеллира, привязь не выдержит вырвется Жадный. Ей многое ведомо, все я провижу судьбы могучих славных богов.
50
Хрюм едет с востока, щитом заслонясь; Ёрмунганд гневно поворотился; змей бьет о волны, клекочет орел, павших терзает; Нагльфар плывет.
51
С востока в ладье Муспелля люди плывут по волнам, а Локи правит; едут с Волком сыны великанов, в ладье с ними брат Бюлейста едет.
48
Что же с асами? Что же с альвами? Гудит Ётунхейм, асы на тинге; карлики стонут пред каменным входом в скалах родных - довольно ли вам этого?
52
Сурт едет с юга с губящим ветви, солнце блестит на мечах богов; рушатся горы, мрут великанши; в Хель идут люди, расколото небо.
53
Настало для Хлин новое горе, Один вступил с Волком в сраженье, а Бели убийца с Суртом схватился,- радости Фригг близится гибель.
54
Гарм лает громко у Гнипахеллира, привязь не выдержит - вырвется Жадный. Ей многое ведомо, все я провижу судьбы могучих славных богов.
55
Сын тут приходит Отца Побед, Видар, для боя со зверем трупным; меч он вонзает, мстя за отца,- в сердце разит он Хведрунга сына.
56
Тут славный приходит Хлодюн потомок, со змеем идет биться сын Одина, в гневе разит Мидгарда страж, все люди должны с жизнью расстаться,- на девять шагов отступает сын Фьёргюн, змеем сраженный - достоин он славы.
57
Солнце померкло, земля тонет в море, срываются с неба светлые звезды, пламя бушует питателя жизни, жар нестерпимый до неба доходит.
58
Гарм лает громко у Гнипахеллира, привязь не выдержит - вырвется Жадный. Ей многое ведомо. все я провижу судьбы могучих славных богов.
59
Видит она: вздымается снова из моря земля, зеленея, как прежде; падают воды, орел пролетает, рыбу из волн хочет он выловить.
60
Встречаются асы на Идавёлль-поле, о поясе мира могучем беседуют и вспоминают о славных событьях и рунах древних великого бога. | |
| | | Nemesis
Сообщения : 1943 Дата регистрации : 2014-05-17
| Тема: Re: Прорицание Вёльвы Ср Май 27, 2015 12:37 am | |
| 61
Снова найтись должны на лугу в высокой траве тавлеи золотые, что им для игры служили когда-то.
62
Заколосятся хлеба без посева, зло станет благом, Бальдр вернется, жить будет с Хёдом у Хрофта в чертогах, в жилище богов - довольно ли вам этого?
63
Хёнир берет прут жеребьевый, братьев обоих живут сыновья в доме ветров - довольно ли вам этого?
64
Чертог она видит солнца чудесней, на Гимле стоит он, сияя золотом: там будут жить дружины верные, вечное счастье там суждено им.
65
Нисходит тогда мира владыка, правящий всем властелин могучий.
66
Вот прилетает черный дракон, сверкающий змей с Темных Вершин; Нидхёгг несет, над полем летя, под крыльями трупы пора ей исчезнуть. | |
| | | Nemesis
Сообщения : 1943 Дата регистрации : 2014-05-17
| Тема: Re: Прорицание Вёльвы Ср Май 27, 2015 12:37 am | |
| "Прорицание вёльвы" - самая знаменитая из песен "Старшей Эдды". Она содержит картину истории мира от сотворения и золотого века (т. е. того, что вёльва "помнит" или "видела") до его трагического конца - так называемой "гибели богов" - и второго рождения, которое должно быть торжеством мира и справедливости (т. е. того, что вёльва "видит"). Песнь представляет собой богатейшую и единственную в своем роде сокровищницу мифологических сведений. Большинство исследователей склоняется сейчас к тому, что песнь эта возникла в Исландии в эпоху, переломную между язычеством и христианством, а именно во второй половине или конце Х в., и что она в основном языческая, хотя возможно, что некоторые ее элементы - такие, как идея вины и наказания, осуждения жажды золота, признание женщины виновницей всех бед, - неосознанно заимствованы из христианской религии.
Непоследовательность в нумерации строф отражает перестановку в издании С.Бюгге.
Вёльва - прорицательница, колдунья. Вся песнь вложена в уста вёльвы, которая вещает, выполняя просьбу Одина, причем она то говорит о себе в первом лице ("великанов я помню" и т. п.), то в третьем ("помнит войну сна" и т. п.). Такое чередование встречается в древнеисландских песнях.
Строфа 1 Священные рода - боги. Дети Хеймдалля - люди. Несмотря на большую литературу о боге Хеймдалле, сущность его неясна. Известно о нем только следующее: он "страж богов" и "светлейший из асов", люди - его "дети", он родился "от девяти матерей", перед началом гибели богов он "затрубит в свой рог".
Строфа 2 Древо предела - ясень Иггдрасиль, мировое древо. Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве. Иггдрасиль - буквально "конь Одина". Один повесился на этом древе однажды, чтобы приобрести тайные знания. Строфа 3 ...не было в мире ни песка, ни моря... - Специфически исландская черта. Для исландского пейзажа очень характерен песок (например, для исландской южной равнины). ...земли еще не было и небосвода... - В подлиннике это место почти дословно совпадает с так называемой "Вессобруннской молитвой", древневерхненемецким христианским памятником IX в. Возможно, что это место имело общегерманский прообраз.
...трава не росла. - Трава выделена особо: пастбище для скота - основа исландского хозяйства.
Строфа 4 Сыны Бора - Один и его братья, Вили и Be. Мидгард - мир, обитаемый людьми. Буквально - "средняя ограда, среднее огороженное пространство".
Строфа 5 Солнце, друг месяца. - В подлиннике - "спутник месяца". Луна считалась древней солнца, и счет велся по ночам, а не по дням. Содержание строфы 5 истолковывают как описание полярной летней ночи: солнце катится по горизонту, как бы не зная, где ему зайти, а звезды и луна не светят в полную силу.
Строфа 6 Отпрыски ночи. - Свет считался порождением тьмы, и поэтому день и времена дня - отпрысками ночи. Строфа 8 Три великанши. - Неясно, кто они, но, видимо, это не три норны, о которых говорится в строфе 20. Ётунхейм - жилище или страна великанов. Ётун - великан.
Строфа 9 Бримир - то же, что Имир (древнейший из великанов) (?). Блаин - другое имя Имира (?). Строфы 10-16 В строфах 10-16 перечисляются имена карликов. Некоторые имена карликов в данной туле прозрачны (они означают "северный", "южный", "восточный", "западный", "новый", "мертвый", "дружественный", "смелый", "мудрый" и т. п.), другие спорны или совсем непонятны. Строфа 17 Аск и Эмбла - первые люди на земле, буквально "ясень" и "ива". Строфа 18 Хёнир. - Несмотря на десятки попыток истолковать этого загадочного бога, сущность его остается спорной. Лодур - фигура еще менее ясная, чем Хёнир.
Строфа 19 Иггдрасиль - см. прим. к строфе 2. Урд - одна из норн. Буквально "судьба".
Строфа 20 Мудрые девы - норны, богини судьбы. Верданди - "становление".
Скульд - "долг".
Строфы 21-24 В строфах 21-24 речь идет о войне между двумя группами богов - асами и ванами. Содержание этого мифа, по-видимому, следующее. Ваны (боги Ньёрд, Фрейр и Фрейя) послали асам Гулльвейг (что значит "сила золота") - женщину, воплощающую жадность к золоту. Один пытался ее уничтожить, но она снова рождалась (строфа 21) и, под именем Хейд (обычное, имя колдуний), творила еще худшее (строфа 22). Тогда асы стали совещаться, брать ли им выкуп с ванов (по другим толкованиям - платить ли им выкуп ванам или принять их в свою среду, платить ли им выкуп ванам или взять с них выкуп, одни ли асы должны платить выкуп, и т. д., строфа 23). Соглашение не состоялось, и Один начал войну с ванами, метнув в них копье (по обычаю, вождь должен был перед началом битвы метнуть копье во вражеское войско, тем самым посвящая его богу войны). Асы терпели поражение (строфа 24), но в конце концов между асами и ванами был заключен мир, и они обменялись заложниками, которыми были Хёнир и Мимир от асов и Ньёрд и Фрейр от ванов. Ваны - явно боги плодородия. Асы - все остальные боги и обычно боги вообще. | |
| | | Nemesis
Сообщения : 1943 Дата регистрации : 2014-05-17
| Тема: Re: Прорицание Вёльвы Ср Май 27, 2015 12:37 am | |
| Строфы 25-26 Строфы 25-26 имеют в виду миф, известный по "Младшей Эдде". Боги договорились с одним великаном, что он построит им в определенный срок крепость, неприступную для великанов. В награду он потребовал богиню Фрейю, солнце и луну. По совету Локи боги согласились на его условия. Но когда они увидели, что великан успеет построить крепость в срок, они испугались и стали грозить Локи. Тогда Локи хитростью заставил великана опоздать к сроку. Увидев, что он обманут, великан пришел в ярость. Боги позвали на помощь Тора, и тот убил великана. Таким образом, сгубить небосвод и отдать Фрейю великанам покусился Локи. Жена Ода - Фрейя. В "Младшей Эдде" основное в этом мифе - хитрость Локи (он превратился в кобылу и отвлек коня великана от работы). В песни основное то, что боги нарушили клятвы. Строфа 27 Слух Хеймдалля. - Многие считают, что речь идет о роге, в который Хеймдалль затрубит перед началом гибели богов (см. строфу 46). Другие считают, что Хеймдалль заложил свой слух, как Один-свой глаз (см. ниже). Залог Владыки - глаз Одина, который он оставил как залог в источнике мудреца Мимира, получив от него мудрость. Мимир был брат Бестли, матери Одина.
Строфа 28 Князь асов - Один. Строфа 29 В строфе 29 говорится о том, что Один заплатил вёльве за ее прорицание богатыми подарками. Строфа 30 Готы - воины. Название племени, знаменитого своей воинственностью, стало нарицательным. Строфа 31 Бальдр - светлый бог, сын Одина и Фригг, брат Тора. Строфы 31-32 имеют в виду миф о его смерти, который сохранился в "Младшей Эдде". Бальдра, любимого сына Одина и Фригг, мучили зловещие сны. Он рассказал о них асам, и тогда Фригг взяла клятву со всех вещей, что они не будут вредить Бальдру. Боги забавлялись тем, что они бросали в него копьями и камнями, и ничто не вредило ему. Узнав у Фригг, что она не взяла клятвы только с побега омелы, Локи срезал его, подговорив слепого бога Хёда бросить его в Бальдра, и направил руку Хёда. Бальдр был поражен насмерть, и все боги оплакивали его. Пока его тело лежало на костре, бог Хермод по просьбе Фригг поехал к Хель, чтобы попытаться вернуть Бальдра из ее царства. Но Хель поставила условием его возвращения- чтобы все живое и мертвое в мире его оплакивало. И все живое и неживое стало его оплакивать. Но в одной пещере сидела великанша по имени Тёкк и не плакала, и это был Локи. В строфе 31 специфически исландской чертой является описание омелы как деревца, растущего в поле. Омела растет только на деревьях, но исландцы могут не знать, как она растет (она есть в Норвегии, но не в Исландии). Брат Бальдра - Вали, сын Одина и Ринд.
Строфа 33 Фенсалир - жилище Фригг. Вальгалла - жилище Одина.
Строфы 34-35 В строфах 34 и 35 речь идет о наказании Локи. Хвералунд - "роща горячих источников". Таких источников множество в Исландии.
...обликом схожего с Локи зловещим - т. е. самого Локи.
Сигюн - жена Локи.
Строфа 36 Слид - "свирепый". Строфа 37 Нидавеллир - "поля мрака". Окольнир - "неохлаждающийся" (?).
Строфа 39 Нидхегг - черный дракон (см. строфу 66). Содержание строфы 39 напоминает христианские описания страдании грешников в аду.
Строфа 40 Железный Лес - жилище ведьм. Фенрира род - волки. Отсюда начинается описание гибели богов. Фенрир - порождение Локи, чудовищный волк, который проглотит солнце. Его когда-то связали боги. Когда он вырвется, начнется гибель богов.
Строфа 41 Жилище богов - небо. Строфа 43 Гуллинкамби - "золотой гребешок". Герои Отца Дружин - эйнхерии, т. е. воины, живущие у Одина.
Отец дружин - Один.
Строфа 44 Гарм - по мнению одних, чудовищный пес, охраняющий преисподнюю; по мнению других, волк Фенрир. ...привязь не выдержит - вырвется Жадный. - См. прим. к строфе 40.
Строфа 45 В описании морального разложения, предшествующего гибели богов, усматривают христианское влияние. Строфа 46 Дети Мимира - великаны или реки и ручьи (?). Рог Гьяллархорн - рог Хеймдалля. Его сопоставляют с трубой архангела в христианской мифологии.
Череп Мимира. - В "Саге об Инглингах" рассказывается, что асы послали Мимира заложником к ванам, те отрубили ему голову и послали назад асам, а Один сохранил ее при помощи колдовства, и она открывала ему тайны, но ср. строфу 28, где Мимир еще жив, хотя война с ванами уже позади.
Строфа 47 Typc - великан, т. е. волк Фенрир. Строфа 50 Хрюм - имя великана. Ермунганд - мировой змей.
Нагльфар - корабль, который будет построен из ногтей мертвецов. В Исландии до сих пор распространено поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, дабы их не использовали злые силы.
Строфа 51 Муспелль - по-видимому, имя огненного великана. В древневерхненемецком произведении Х в. встречается слово muspilli - "конец мира, страшный суд". Неясно, христианского происхождения это слово или языческого. Брат Бюлейста - Локи.
Строфа 52 Сурт - подземный великан, правящий огнем, буквально "черный". Предполагают, что он - отражение исландских вулканов. Губящий ветви - огонь.
Строфа 53 Хлин - Фригг. Ее новое горе - смерть Одина, ее старое горе - смерть Бальдра. Убийца Бели - Фрейр. Бели - великан, которого убил Фрейр.
Радость Фригг - Один.
Строфа 55 Отец Побед - Один. Трупный зверь - волк Фенрир.
Сын Хведрунга - он же. Хведрунг - Локи.
Строфа 56 Хлодюн потомок - Тор. Хлодюн, или Фьёргюн,- мать Тора. Сын Одина - Тор.
Страж Мидгарда - Тор.
Строфа 57 Питатель жизни - огонь. Строфа 60 Пояс мира - мировой змей. Великий бог - Один.
Строфа 62 Хрофт - Один. Строфа 63 ...братьев обоих - Бальдра и Хёда (?). Дом ветров - небо.
Строфа 65 В строфе 65 многие видят влияние христианства. Строфа 66 Ей - вёльве, которая говорит прорицание. | |
| | | | Прорицание Вёльвы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |