|
| Варган. | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:18 am | |
| Варган» (от лат. organum - музыкальный инструмент) является одним из древнейших музыкальных инструментов, прошедшим через века и практически не изменившим свой внешний вид. Варган - это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира он известен под разными названиями. На варгане обычно исполняют традиционные национальные наигрыши, лирические и несложные танцевальные мелодии. Варган издает вибрирующие звуки, похожие на электронные, богатейшего тембра и диапазона, от самых низких до самых высоких. Помимо самого инструмента, в рождении звуков участвует организм человека: пальцы рук, органы дыхания, речи, брюшной пресс. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Простота, даже примитивность устройства варгана и в то же время сложность игры на нем, его богатые, не раскрытые еще до конца возможности позволяют нам назвать его инструментом ХХI века. | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:18 am | |
| Юрий Коненко, Валерий Ерошев
Варган
- Это че у тебя за железка, - говорят некоторые, - ключи что ли? - Да, да, - отвечаю, - ключи. Ключи от души... Едиль Хусаинов История варгана — музыкального инструмента, существовавшего практически на всех континентах, уходит в глубь веков.
Полагают, что родоначальником варгана был лук, появившийся в доисторические времена, в эпоху мезолита, приблизительно 9–12 тысяч лет назад: человеку было достаточно упереть один конец лука себе в нёбо или в зубы, а другой в землю, и смертоносное орудие превращалось в музыкальный инструмент, на котором играли ударяя пальцами или палочками по тетиве (традиция игры на тетиве, зажимаемой зубами и пальцами ног, сохранилась до наших дней у некоторых племен Центральной Америки). Правда, разновидность варгана была обнаружена, скажем, и в Австралии, где аборигены лука не знали вообще.
Предком современного варгана был так называемый пластинчатый варган. Для его изготовления бралась тонкая, узкая пластинка — шириной 1–2 сантиметра, длиной 10–15 сантиметров — и разрезалась вдоль, почти по всей длине, на три части. Крайние части пластинки с обоих концов зажимались губами или прижимались одной рукой к зубам, а по средней части — язычку — пальцами другой руки наносились удары. При колебании язычка возникал бурдон — непрерывное звучание, а изменение формы резонатора (им служила ротовая полость исполнителя) давало тоны, из которых складывалась мелодия; высота основного тона зависела от толщины и длины пластины и ширины ее „язычка“. Пока люди не знали железа, они изготовляли варганы из имевшихся в их распоряжении материалов; так, кеты, манси, нивхи, ханты делали варганы из кости, башкиры, казахи, туркмены предпочитали дерево, а китайцы — дерево и бамбук.
Но вот появились металлические варганы. Они вначале были похожи на пластинчатые, но постепенно видоизменились. Для большей выразительности звучания и усиления громкости к инструменту была добавлена металлическая рамка — дуга. Такие варганы стали называться дугообразными, или дуговыми; именно им исполнители отдают предпочтение по сей день. В данном случае губами зажимается дуга; язычком служит тонкая металлическая пластинка с крючком на конце, крепящаяся к середине дуги и вибрирующая при защипывании ее пальцем.
К изготовлению варганов везде относились очень ответственно. Независимо от того, из железного, бронзового, медного или даже серебряного прута ковался инструмент, это дело доверялось только самым умелым кузнецам. В настоящее время лучшими варганами в мире считаются инструменты якутских мастеров Гоголева, Бурцева, Готовцева и Михайлова.
Богатейшие традиции игры на варгане и изготовления этого инструмента существовали вплоть до тридцатых годов ХХ века у многих народов палеоазиатской группы (народы Севера и Дальнего Востока), сохранивших обычаи первобытнообщинного строя. На Севере издревле почитались три священные вещи: олень, огниво и бубен; варган считался „женским“ аналогом бубна — не случайно у чукчей, коряков и других народов он назывался „зубной бубен“ („ванны-яяй“). Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его. Бубен открывал шаману путь в иные миры, варган же оберегал его — призывал духов-защитников, служил средством общения с ними (к слову, варган как средство передачи закодированной информации в свое время активно использовала сицилийская мафия). Многие из кузнецов, изготовлявших варганы, являлись родственниками шаманов (это сохраняется и в наше время).
У народов тюркской группы варганная музыка также имеет многовековые традиции. На территории Российской Федерации искусством игры на варгане владеют в Башкортостане, Хакассии, Якутии, на Алтае и в других районах, где сосредоточено тюркское население. Среди народов бывшего СССР на варгане играют казахи, киргизы, узбеки и туркмены.
Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за его тесной связи с шаманизмом. Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам. В конце 1960-х — начале 1970-х годов интерес к варганной музыке вновь стал расти, что было связано с начавшимся процессом возрождения этнических культур, с новыми увлечениями эзотеризмом, шаманизмом, со стремлением слышать естественные звуки природы. Наконец, в разных странах сейчас развивается интерес к аутентичности исполнения — в том числе и народной музыки, как западной, так и восточной. | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:18 am | |
| | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:18 am | |
| Варган — иньский инструмент шамана. Шаманизм как явление очень схоже развивался у всех народов мира. Это заметили антропологи еще в 50-х годах ХХ-го века. Одним из первых, кто подробно и много об этом писал — американский антрополог Майкл Харнер. Изучая первобытные культуры Южной, Северной Америки, Сибири, Австралии, Африки он был удивлен тем, что мировоззрение шаманов не смотря на разницу в географическом положении и языках практически идентично. В представлении древних шаманов существуют верхний, средний и нижние миры, в которые шаман может путешествовать, входя в измененные состояния сознания, транс. Предпринимая эти путешествия в поисках силы и информации, шаманы использовали различные техники, в том числе практиковали игру на музыкальных инструментах. Основные музыкальные инструменты шамана — бубен и варган. Бубен — это янский инструмент шамана, который служит для коллективных медитаций. Варган — иньский инструмент шамана, он служит для выхода в измененные состояние сознания того человека, кто на нем играет, и в гораздо меньшей степени его аудитории. Республика Саха (Якутия) — один из главных мировых центров изготовления варгана и игры на нем. Варган — хомус (тюрк. „музыкальный инструмент“) — здесь считается инструментом, способным передать любые человеческие чувства. Музыка основывается не на мелодии, а на выражении исполнителем своих эмоций, на воспроизведении характерных настроений, имитации звуков природы, иногда на лирическом повествовании — когда через варган проговариваются слова (этот прием называется „говорящий варган“).
Возрождение в Якутии в 1970-х годах игры на хомусе произошло благодаря усилиям якутского исполнителя, неутомимого пропагандиста варганной музыки Ивана Алексеева. Он является научным сотрудником Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН Российской Федерации, специалистом по экспериментальной фонетике, и гармонично сочетает научную работу с любимым делом. Иван Алексеев — президент Международного центра варганной музыки (центр находится в городе Якутске; там же расположен уникальный Музей хомуса народов мира), помимо этого он известен как основатель и солист ансамбля „Алгыс“ („Algys“). Основываясь на народном музыкальном творчестве, Алексеев сам сочиняет музыкальные произведения для хомуса, важное место в которых занимает свободная импровизация. Как ученый и как исполнитель, Иван Алексеев выделяет двенадцать основных приемов варганной игры:
„ведущий“ — звуки, образуемые только от движения язычка хомуса, при нулевой артикуляции органов речи и без вибрации голосовых связок; „гусиное пение“ — традиционное звукоподражание, кончик языка исполнителя прерывисто касается альвеол, твердого и мягкого нёба; „пение жаворонка“ — язык вибрирует горизонтально в полости рта при минимальном ее объеме; „нёбный“ — звучание образуется прерывистым движением нёбной занавески и задней части языка; „гортанный“ — звуки, образуемые путем импульсных смыканий и размыканий гортани; „губной“ — звуки, возникающие при движении губ исполнителя, которые мгновенно касаются вибрирующего язычка хомуса; „высокий“ — звучание при максимальном сужении всех артикуляционных органов, „низкий“ — звучание при максимальном раскрытии артикуляционных органов; „стаккато“ — звуки, получающиеся при нажатии большим пальцем левой руки на основание язычка хомуса у круглого ободка и упоре кончика языка в пластинку; „придыхательный“ — звуки, возникающие при вдохе и выдохе исполнителя; „ударный“ — пальцы правой руки ударяют по язычку на себя и от себя в различных комбинациях; „двухголосный“ — сочетание предыдущих способов, при котором рождается дополнительный призвук. Используя такой богатый арсенал приемов, любой исполнитель может достичь особой выразительности важнейших средств музыки — темпа, мелодии и гармонии. Сегодня в Якутии выступают на сцене сотни хомусистов и десятки ансамблей народной музыки, большая часть из них — ученики лауреата бесчисленных республиканских, всесоюзных и международных фестивалей Ивана Алексеева.
В республиках Алтай и Тыва многие варганисты сочетают игру на варгане с горловым пением, создавая на своих выступлениях поистине мистическую атмосферу. Как один из ведущих варганистов Алтая известен Болот Байрышев. Игре на варгане он научился от своей бабушки, которая обычно играла по вечерам, сидя у огня, и от дяди. Международная карьера Болота Байрышев началась в 1992 году, когда он стал победителем музыкального конкурса „Голос Азии“; после этого он неоднократно выступал с джазменом Джо Завинулом (Joe Zawinul) и другими музыкантами из Ямайки и США. | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:18 am | |
| Россия, Тыва Железный пластинчатый комуз (варган) Полуртанг Самапати Пластинчатый варган из цельного металла. Тихий мягкий звук, для Искателя, для Духа. Россия, Башкортостан Кубыз - металлический варган мастера Р. Загретдинова, "звонкий" и концертный "зеркальный" варианты. Россия, Алтай Комус - алтайский варган мастера В. Поткина и П. Поткина, варганы А. Алехина никель-хромовые, фигурные и концертные варианты, варганы Казанцева-Минакова с полированным язычком. Россия, Якутия Хомус - якутский варган изготавляется из стали холодной ковкой. Классический шаманский инструмент. Русские варганы Русские гнутые варганы. Упругая, жёстская сталь язычка, специально подобранные сплавы рамы создают плотный гудяще-жужажщий тембр, прочность, сильный массаж, изменённые состояния сознания. | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:19 am | |
| Природа энергетического воздействия варгана на человека. Когда мы играем на варгане, рождаются мощные вибрации. Во рту возникает, если говорить о физике явления, стоячая звуковая волна. И можно подобрать такое звучание инструмента, которое будет вступать в резонанс с основными ритмами вибраций человека. Это достигается как особенностями изготовления инструмента, так и особенностями игры на нём. В биологии известны так называемые альфа- , бета-, гамма- ритмы, свойственные головному мозгу человека. Звуковая волна, входя в резонанс с этими ритмами, вызывает измененные состояния сознания. Возникает ощущение, «что крыша куда-то поехала». Мир магически преображается, и мы начинаем видеть, чувствовать, ощущать то, что не замечали до этого. Этот любопытный эффект испытывает любой человек, начинающий играть на варгане. Он проявляется быстро и мощно. Если вы знакомы с «энергетическими» практиками и знаете картографию изменённых состояний сознания, то варган поможет вам выйти в «верхний мир» за информацией, в «нижний мир» за силой и в «средние миры» для активных действий, преобразующих реальность. Этому может научиться любой человек. Притом надо научиться один раз и умение останется с Вами на всю жизнь, так же как умение кататься на велосипеде. Со стороны это сложно, на самом деле, когда Вы освоите, это будет естественно и просто, так же как дышать и жить. С моей точки зрения это просто своеобразная «энергетическая грамотность», необходимая каждому. Среди варганистов Башкортостана выделяется Роберт Загретдинов. Он научился играть на варгане — кубысе — от своей матери. Родился и вырос Загретдинов в маленькой деревушке, долго работал пастухом; именно тогда он начал имитировать окружающий его мир на кубысе. Для его игры типично воспроизведение голосов животных и других звуков природы (кстати, звукоподражательные свойства варгана нашли отражение в названиях инструмента у разных народностей: чуваши, например, называют варган „варам-туна“, что в переводе означает „комар“, киргизы — „комуз“, „майский жук“, эстонцы — „пармупилль“, „шмель“). Впоследствии Загретдинов получил музыкальное образование и в течение 25 лет преподавал игру на аккордеоне. И наконец открыл отделение кубыса в Музыкальном институте Уфы. В 1991 году Роберт Загретдинов создал электронный кубыс.
Традиции игры на варгане сохранились в Казахстане и Кыргызстане. Здесь варган именуют „темир-комуз“ („железный комуз“). Говоря об известных варганистах Кыргызстана, нельзя не упомянуть преподавателя музыки Римму Мадварову, которая еще в 1971 году играла на темир-комузе перед товарищами Брежневым, Ульбрехтом и Кастро на XXIV съезде КПСС; по ее словам, партийные лидеры трех стран были изумлены необыкновенным звучанием инструмента. Римма Мадварова известна не только как организатор ансамбля „Керемет“ („Keremet“) и его солистка, но и как автор нового метода нотной записи для темир-комуза.
Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины. Вот какие сведения об этом инструменте приводятся в Словаре Российской Академии Наук за 1789 год: „Варган — железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиной около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущих треугольных брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску“.
Варган был распространен и в Европе. В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях — например, для привлечения внимания прелестных девушек, когда хотели с ними уединиться. В эпоху романтизма варган, с его экзотическим звучанием, завоевал светские салоны, в которых собиралась художественная и политическая элита общества. Центром изготовления этого инструмента и игры на нем начиная со Средних веков считалась Австрия. Австрийский город Мольн — одно из наиболее известных в этом плане исторических мест: в начале XIX века изготовление варганов являлось здесь потомственным бизнесом тридцати пяти семейств, в год выпускалось 2,5 миллиона инструментов! На варгане играли в основном представители высших сословий; в ансамбли входило до десяти варганистов. Удивительным звучанием варгана восхищались Гёте, его друг Вильгельм Гумбольдт, другие выдающиеся личности той поры. | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:19 am | |
| Россия Щелчкан - щелчковый варган. Звук подобен щелчку. Играют, прижимая к губам, меняя тон губами, языком, ртом. Издревле известен как детская игрушка. Венгрия Доромб - венгерский варган, мастеровой, существует во множестве модификаций, отличных друг от друга звуком, высотой и чистотой, конструкцией, металлом. Все варганы настроены. Подходит для профессиональных или опытных музыкантов, для аккуратной игры. Филиппины Кубинг - бамбуковый варган | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:19 am | |
| Чудеса варгана.
Каждый раз, когда варган попадает в руки человека, он каким-то образом преображает и меняет его жизнь. Многие люди мне рассказывали чудесные истории. Варган состоит всего из двух частей — неподвижной основы и подвижного язычка. Ничего особенного. Но, тем не менее, этот инструмент великолепно служит для самовыражения, импровизации, для взаимодействия с окружающим миром, действительностью… Варган притягивает к себе интересных людей, фантастические и прекрасные ситуации, события и обстоятельства. Я люблю походы, и однажды играл на варгане ночью у реки. Варган — инструмент совсем негромкий, но звук ярко и отчетливо слышали мои друзья в шести километрах выше по реке… К концу XIX века искусство варганной игры потеряло свою актуальность, и в начале ХХ века дугообразный варган исчез с европейской музыкальной сцены. Это было вызвано рядом объективных причин. Еще в начале XIX века немец И.-Г. Шайблер создал на основе варгана профессиональный концертный инструмент, получивший название „аура“ (от греч. aura дуновение),— он состоял из нескольких варганов, закрепленных на металлическом диске, и имел хроматический звукоряд; на ауре можно было играть даже произведения классического репертуара, однако она не получила особой популярности. В 1821 году немецкий мастер Фридрих Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал первую губную гармонику. Карманный инструмент покорил сердца европейцев. Ну а когда губную гармонику снабдили мехами, миру предстали аккордеон и баян. Эти инструменты стали пользоваться огромным успехом, а варган был предан забвению.
Одна из немногих европейских стран, где традиции изготовления варгана и игры на нем не прерывались,— Норвегия. На варгане („губной арфе“) играют преимущественно в южных районах страны, причем ясно прослеживается связь варганной музыки с народными танцами — исполнители всегда поддерживают ритм притопывая ногами. В другой скандинавской стране — Финляндии традиция игры на варгане существовала со средних веков, но затем была утрачена. Лишь в конце шестидесятых годов ХХ века игра на варгане вновь обрела популярность, и теперь этот инструмент часто можно услышать на празднествах в дуэте со скрипкой.
Варганная музыка распространена в Японии, в основном среди женщин племени айнов (народности, имеющей индийские корни), которое проживает в резервации на острове Хоккайдо. Варган здесь называют „муккури“. Изготовляется он по старинке из бамбука. Игру на варгане айны сочетают с песнями и плясками. Что же касается варганной музыки в Индии, то она культивируется по большей части на юге страны и носит ярко выраженный перкуссионный характер. | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:19 am | |
| Играй, варган!
Научить игре на варгане можно за 3-5 минут любого человека. Через 2-3 недели регулярных тренировок Вы начнете играть в собственной, оригинальной, ни на кого не похожей манере. Выберите для себя инструмент, соответствующий вам по звучанию. Попросите продавца поиграть на разных моделях и выберите инструмент именно с теми вибрациями, которые вам подходят, то есть нравятся. Прижмите плотно «основу» к зубам, так, чтоб между зубами оставалась небольшая щелка, в которую будет входить подвижный «язычок» варгана. Все предельно просто. Затем металлический «язычок» оттягиваем. Эффект звучания возникает за счет создания во рту резонансного контура. Сам по себе инструмент не звучит. Меняя объем этого резонансного контура, мы добиваемся разного звучания. На дальнейших этапах обучения резонансный контур захватывает гортань и дыхательные пути вплоть до диафрагмы. Существует тонкая техника игры на варгане, когда музыкант вибрирует отростками собственных легких. Этому невозможно научить — техника приходит как бы сама собой. Шаманские энергетические техники и практики основываются на том, что кости черепа служат естественным резонатором, а звук может распространяется в нашем теле по самым разным траекториям. Игра на варгане очень похожа на пение мантры. Интересный эффект достигается, если на звучание варгана накладывается безмолвная внутренняя мантра. Она некоторым образом модулирует жесткие вибрации варгана. За океаном, в Америке, история варгана (англ. Jew’s harp) началась со времен первых европейских переселенцев, которые привозили с собой варганы из Австрии, Франции и Англии и употребляли их как предметы бартера с индейцами. Впоследствии американцы стали сами производить варганы. Эти инструменты использовались в основном в фолк- и кантри-музыке. Более привычным для публики звук варгана стал тогда, когда его начали применять в качестве музыкального оформления в фильмах-вестернах.
Итак, в XX веке варган практически везде, за исключением нескольких европейских стран, Северной Америки и некоторых регионов Азии, был низведен до уровня сувенира или детской игрушки… Большинство крупных фигур, участвующих сегодня в возрождении варганной музыки, являются не только музыкантами, но и учеными. В числе этих людей уже упоминавшийся нами Иван Алексеев. Также к ним относится вьетнамец по происхождению Тран Кван Хай (Tran Quang Hai), профессор Института этнической музыки в Париже, знаток обертоновой музыки. Он разработал собственный варган, отвечающий требованиям его высокоэнергетического стиля игры; кроме того, Тран Кван Хай — основатель и участник нескольких рок-, джаз- и авангардных оркестров. Одним из наиболее активных варганистов-новаторов нашего времени является швейцарский музыкант, поэт и художник Антон Брюэн (Anton Bruhin); именно он сконструировал первый в мире электромагнитный варган, который назвал „E. T.“ („Elektrisch Trumpi“, „электрический трюмпи“).
Прогресс в области коммуникационных технологий и техники звукопередачи в 1990-х годах обеспечил развитие интенсивного обмена информацией и мнениями по электронной почте между варганистами и поклонниками варгана во всем мире. Помимо этого, возникли совершенно новые отношения между варганной и современной электронной музыкой.
Сродниться с инструментом.
Каждый инструмент требует индивидуальной подстройки. Исполнитель должен сродниться с инструментом энергетически. Инструмент, на котором я играю, постоянно находится со мной. Он лежит у меня в кармане или рядом. Это помогает понять душу инструмента и тоньше взаимодействовать с ним. Мы заметили одну магическую штучку, которую я рекомендую всем, кто начинает знакомиться с этим инструментом. Если вдруг что-то не получается, если вы не можете найти «общий язык» с варганом, я советую просто поносить его с собой в специальном футляре в кармане или на шее. Уже через сутки инструмент заиграет у вас сам как бы без всяких видимых усилий с вашей стороны. Возродившийся интерес к варгану не мог не вылиться в фестивальное движение. Первый международный фестиваль варгана состоялся в 1984 году в США, в городке Айова. Он был ориентирован на варганную музыку Северной Америки, но на нем присутствовало и несколько европейских исполнителей; на этом фестивале западные музыканты впервые получили возможность услышать записи варганной музыки народов Сибири. Второй международный фестиваль варгана был проведен в 1991 году в России, в Якутске. Здесь впервые встретились все ведущие варганисты нашей страны, а также ученые и мастера, изготовлявшие варганы в СССР. В Третьем фестивале, который прошел в 1998 году в Австрии, в городе Мольн, приняли участие лидеры варганной культуры Европы, Азии и Америки — они представили все существующее ныне разнообразие стилей игры на варгане, от классической музыки, фолка и рока до электронной музыки; на фестивале можно было ознакомиться с последними научными работами по варганной музыке, связанными с ее отношением к религии, обертоновой музыке, эротизму и музыкальной терапии. Четвертый фестиваль варгана прошел в октябре 2002 года в Норвегии, в городке Рауланд (заметим, что в Норвегии, в городе Фагернес, с 1994 года проводится свой ежегодный фестиваль варганной музыки). | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:20 am | |
| Из интервью с Валерием Ерошевым
Может ли варган притягивать отрицательную энергию? Любая сила безлична. Например, атомная энергия. Мы можем сделать атомную бомбу для разрушения, а можем построить атомную электростанцию. Все зависит от того, в чьих руках находится эта сила. Всё зависит от нашего решения, ежесекундного выбора. И этот выбор показывает, куда мы в данный момент движемся — в эволюцию, или в инволюцию. К Свету, или во Тьму, к Добру, или ко Злу. На мой взгляд, мы пришли в этот мир, чтобы пройти ряд испытаний, тестов, которые позволяют нам осознать наши несовершенства, и осознав — попытаться измениться. Стать лучше, добрее, чище, прекраснее. Что бы пройти ещё один виток по эволюционной спирали.
Играя на варгане, человек входит в измененное состояние сознания, происходит мощная взаимная инициация человека и всей вселенной, всего окружающего мира. И в человеке пробуждается сила и знания. А как их использовать — это свободный выбор каждого. И мы совершаем этот выбор, и несём полную ответственность за него. И в любом из нас спит бог, который пытается проснуться, осознать самого себя.
Можно ли испортить варганом передние зубы? До того, как я начал играть на варгане, у меня были проблемы с зубами. Через некоторое время после я забыл, что такое зубная боль и какие бывают проблемы, с этим связанные. Я это объясняю так. При игре на варгане возникает мощная вибрация, которая массирует десны, чем улучшает циркуляцию крови. Теперь у меня с зубами все в порядке, и никакого вреда зубам варган не наносит. Действительно, когда начинаешь играть на варгане, вибрация непривычна. Но через три-четыре дня Вы просто перестанете ее замечать.
Используют ли варган в медицине? В медицине нет, а вот в шаманизме и целительских практиках — да. Это аналогично технике прозвучивания своего тела при пении мантр. Как используют в целительстве варган шаманы? Я играю на варгане, и концентрирую эту вибрацию и начинаю перемещать ее по своему телу, по энергетическим каналам подобно рентгену. В тех местах, где у меня есть психоэнергетические блоки, залипания, это сразу же чувствуется. Там другая плотность, другое звучание, другой тон. Обозначив эти места в своем теле, я концентрирую там вибрации, промодулированные внутренней безмолвной мантрой, и разрушаю блок. Можно сконцентрировать исходящую звуковую вибрацию на любой точке как внутреннего, так и внешнего пространства. Но, как говорил Парацельс, «целитель, исцелися сам». Поэтому прежде чем лечить кого-то следует разобраться с собственными проблемами. Когда я работаю как шаман-целитель с пациентом, то я концентрирую вибрации на его физическом, энергетическом теле, или в вихревых конструкциях его ауры.
Как реагируют животные на звук варгана? Когда начинаешь играть, кошки и собаки собираются вокруг, забывают обо всём и слушают. Им очень нравятся эти вибрации. Если у вас есть домашние животные, они откроют глаза по «пять копеек» и будут вас слушать, слушать и слушать. Кошки смотрят не только на тебя, а и вокруг тебя, они видят, что происходит в тонком мире вокруг, видят изменения в ауре играющего человека.
Вы говорили о взаимодействии варгана с вибрациями мозгa… Может ли «крыша поехать»? Может. Игра на инструменте позволяет создать мощный резонансный контур, влияющий на ритмы головного мозга. Возникает ощущение, что «крыша едет», что вы уходите в совершенно другое пространство. Но если вы куда-то далеко «улетели», вы перестаете играть, и автоматически возвращаетесь обратно — в «здесь и сейчас». То есть, стопроцентная техника безопасности. Никакого эффекта привыкания, как у психотропных препаратов, полный контроль за своим состоянием, и кайфа полно. | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:20 am | |
| Сегодня в России (преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке), Австрии, Норвегии, США и других странах, где развито искусство игры на варгане, существуют различные общества варганистов, оказывающие поддержку музыкантам; все музыканты являются членами Международной ассоциации варганистов. Выходят журналы, посвященные варганной музыке: в США это журнал „VIM“ („Vierundzwanzigstel-jahrschrift der Internationalen Mauld-rommelvirtuosengenossenschaft, „Двадцатичетырехчастное годовое издание Международного общества варганистов-виртуозов“), который издает Фред Крейн (Fred Crane), музыковед и эксперт по вопросам, касающимся варгана; в Японии — „Коукин джорнл“ („Koukin Journal“, „Варганный журнал“), под редакцией Лео Тадагавы (Leo Tadagava), одного из крупнейших специалистов по варгану. Восхищение игрой на варгане проходит через все времена и страны, варганная музыка пронизывает все музыкальные стили. Современные варганисты склонны не только к виртуозным импровизациям — многие занимаются интереснейшими экспериментами, связанными с авангардной и обертоновой музыкой. Одни музыканты привлекают слушателя гармонией ансамблевой игры, другие — „электронным“ звучанием варгана, участвующего в традиционных национальных музыкальных представлениях. Однако, что бы ни исполнялось, всегда есть нечто общее: завораживающие звуки варгана создают необыкновенную атмосферу, в которой прошлое встречается с будущим. Виды варгановЕсть три основных модификации варганов, выпускаемых мастерской (гнутые, кованные и шестигранные) стоимостью от 600 рублей и до 500 долларов (это концертные, суперкачественные инструменты). Варганы отличаются прежде всего по звучанию, форме, технологии изготовления… Чем дороже инструмент — тем он более качественный, то есть обладает более интересным, мощным, объёмным звучанием. Варганы бывают «кованными» — это концертные, профессиональные и полупрофессиональные инструменты… Стоимость «кованных» инструментов колеблется от 150 до 500 долларов… Это наиболее качественные и дорогие варганы… «Гнутые» модели — наиболее просты по технологии изготовления — их стоимость колеблется от 600 до 3000 рублей… Звучание и цена «гнутых» инструментов зависит от материала из которого они изготовлены. Гнутые варганы, изготовленные из «сорок пятой» стали — демократичны и дёшевы. Без упаковки они стоят 600 рублей. «Гнутые с простой насечкой» — изготовлены из более «жесткой», более качественной стали и звучат намного интереснее, но делать варганы из «жёсткой» стали сложнее — поэтому и стоят они дороже: 900 рублей (опять же без упаковки… в качестве упаковки могу предложить кожаные чехольчики и деревянные футляры — их стоимость колеблется от 100 до 500 рублей). Завершает модельный ряд гнутых инструментов наиболее качественные модели, на которые наносится богатая и разнообразная насечка и гравировка — их называют «гнутые варганы с супернасечкой» — эти инструменты обладают весьма качественным и интересным звучанием, иногда их ещё называют «шаманскими» — они изготовлены из специального сплава и часто используются в практиках выхода в изменённые состояния сознания — в транс, в медитацию… При игре на этой модели используют приём, который носит условное название «горловое пение»… Стоимость «гнутого инструмента с супернасечкой» или «шаманского варгана» колеблется от 1300 до 3000 рублей. Между «гнутыми» — демократичными и «кованными» — профессиональными инструментами есть класс моделей, которые называют «шестигранными» или «полукованными». Эти модели по звучанию и цене занимают промежуточное положение. В них оптимальным образом сочетается относительная дешевизна (они стоят от 1200 до 4000 рублей) и довольно высокое качество звучания… При их изготовлении используются элементы «машинной ковки», которая меняет структуру металла, делая её более пластичной, более звучной. В результате этой «машинной ковки» сечение инструмента приобретает очень характерный шестигранный вид — отсюда и название этого класса инструментов — «шестигранные». Стоимость простой шестигранной модели — 1200 рублей, модели с насечкой, изготовленной из более качественного металла: 1700 рублей, и шестигранной модели с супернасечкой, изготовленной из специального, очень дорогого сплава: 2300 - 3000 - 4000 рублей. Модели стоимостью 2300, 3000, 4000 рублей отличаются качеством и способом изготовления — струны, язычка… Все модели так же отличаются по длине и материалу подвижной части — её называют «язычок» или «струна» — общее правило одно — чем длиннее этот подвижный «язычок» — тем сложнее сделать такой инструмент, и тем более качественным, интересным звучанием он обладает… Это прежде всего относится к «шестигранным» и «кованным» моделям… | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:20 am | |
| Как выбрать варган
Выбор варгана - дело тонкое и сугубо индивидуальное. Поэтому не спешите покупать ни самую дешевую, ни самую дорогую модель, пока вы не определили, какой инструмент вам действительно нужен.
Не начинайте выбор варгана с прайс-листа! Цена не значит, что самый дорогой варган подойдет ИМЕННО ВАМ. Также и не значит, что дешевый варган доставит вам радость! Цена инструмента не всегда связана с именно с качеством - есть много тонкостей, таких как материал, технология, особенности звука.
Сначала надо определиться, варганы какой группы Вам больше подойдут, так как выбор варгана во многом зависит от склада Вашего характера и предпочтений. Об этом далее.
Алтайские варганы (комусы). Алтайские комузы очень нежные, высокоголосые, изящные, с ярким прозрачным тембром - для мягких и тонких людей с чувствительной психикой, очень хороши для женщин изящного склада тела и души. Требуют аккуратности в игре и легкости. Я сама на алтайских чаще играю, хотя другие варганы обладают вовсе не худшими качествами и тоже есть среди моих личных инструменов. Для моего характера все остальное слишком уж по-мужски напористы и низковаты.
Русские варганы. Варганы русской традиции обладают мягким грудным основным тоном с хорошо выраженными верхними. довольно жесткие, но не агрессивные по характеру и очень быстро вводит в измененное состояние сознания. Их часто выбирают те люди, для которых шестигранные - слишком уж басовиты и напористы.
Шестигранные (полукованные) варганы. Шестигранные (полукованные) инструменты отличаются гораздо более глубокими и богатыми нижними тонами. Они на мой взгляд несколько напористые и даже воинственные, но и грубоватые тоже Smile) Современные городские жители, особенно зрелые мужчины и активные женщины, часто отдают предпочтение именно шестигранным инструментам.
Башкирские варганы (кубызы). Варганы (по-башкирски кубызы) изготовлены знаменитым мастером и исполнителем Робертом Загретдиновым. Имеют тугой язычок и короткий загиб. Высокоголосые, сочные, с ровням обертоном. Идеальны для быстрой игры двойным или тройным ударом. Эти варганы, к тому же, практически нереально сломать. По наблюдениям, на эти варганы западают приверженцы среднеазиантской культуры.
Якутские хомусы. Якутские хомусы бывают разные - и аналоги, изготовленные в Москве, и "родные" якуты от разных-разных мастеров. Изготавливаются методом ручной ковки. Ну что ж. Тут выбор сложен, а цена высока - мешьше 50 долларов такой варган не стоит, обычно же - не меньше 100. Поскольку ходят самые разные хомусы, то тут я затрудняюсь дать определенные рекомендации по выбору.
Только не поддавайтесь распространенному заблуждению, что "сначала я куплю подешевле, а потом...". Вы научитесь играть настолько, чтоб чувствовать качество инструмента, за неделю. | |
| | | Benedikt
Сообщения : 2737 Дата регистрации : 2015-05-07
| Тема: Re: Варган. Сб Июн 06, 2015 9:20 am | |
| Уход и настройка. Не бей варган! Это правило номер один. Рука, которая дергает язычок (чаще всего правая), пусть ходит легко и непринужденно. Сила звука зависит от положения рта, губ, языка, опыта. Не оттягивайте язычок на километр и не давите на него!!! При правильном положении рта и достаточно сильном прижатии основы к зубам достаточно пол-касания, без всякого напряжения. Берегите язычок!
Не пускай варган по рукам! Варган - вещь сугубо индивидуальная. Он привыкает к вам, настраиватся под вас. Это - предмет Силы. Настоящий шаман никогда не даст свой варган в чужие руки. Хороший музыкант тоже предпочтет держать инструмент подальше от чужих рук.
Лично я - не шаман. Поэтому могу дать свой варган посмотреть хорошему человеку, проявляющему искренний интерес к инструменту, в тихой спокойной обстановке.
Но никогда, НИКОГДА не пускайте варган по рукам на шумной вечеринке! От неуважительного отношения - "на потребу публике", варган "обижается", а потом болеет и умирает. Или уходит искать другого хозяина (в просторечьи - "теряется"). Относитесь к варгану, как к любимой девушке, и он оценит.
Протирай варган! После игры протирай варган мягкой хлопчатобумажной тряпочкой. Иначе влага вызовет ржавчину.
Носи варган аккуратно! Используй для варгана футляр или чехол, который вешается на шею. Не клади в карман без жесткого футляра, не клади в места, откуда он может упасть. В походе держи подальше от влажных вещей и росы.
Если появилась ржавчина. Чисти варган при первых признаков ржавчины. Пастой ГОИ (это такой зеленый камушек) лучше всего. Мелом, зубным порошком. В особо злостных случаях - пастой для посуды под водой. Вытирай насухо.
Не без основания считается, что от ржавчины варган меняет тон. Да, это так. Язычок становится легче и тон повышается. Если вы играете "для себя" - это не имеет значения. Если вы музыкант, и нужет точный строй - см. "Настройка варгана"
Настройка варгана. Настройка варгана не имеет значения, если вы играете для себя или используете варган для медитаций.
Для музыкантов. Часто варганы бывают "не нотированные", то есть не настроенные под определенную ноту. Если ваш варган изначально строит, например, между фа и ми, или если он потерял точный строй от частого употребления или ржавчины - это вполне исправимо.
Изменить тон варгана сильно - не возможно. Можно только понизить звучание варгана в пределах тона или полутона. Возьмите в руки паяльник и заливайте по маленькой капельке паяльного олова в петлю на конце язычка варгана. Чем тяжелее язычок, тем ниже звук. Подгоните тон до нужного.
Материал перенесён с форума Ордена Грааля Миров. www.angraal.com/t6360-topic | |
| | | | Варган. | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |