Источник: Форум ОГМ. http://www.angraal.com/t1908-topic
Котел - и как магический символ, и как реальный физический предмет, - играл огромную роль в кельтской сакральной Традиции. Магический котел упоминается в огромном числе древних кельтских текстов (в том числе, - в текстах сакральных); на европейских территориях, некогда занятых кельтами, в ходе археологических изысканий найдены десятки древних ритуальных котлов. Самым известным из кельтских магических котлов является знаменитый котел из Гундеструпа, найденный в болотах Северной Ютландии в 1891 году и датируемый самое позднее концом II - началом I тысячелетия до н.э. Изготовленный из серебра, этот ритуальный сосуд представляет собой шедевр древнего искусства: его поверхность изукрашена рельефами, изображающими мифологические и ритуальные сцены – по одним предположениям сцены жертвоприношения, по другим - перерождения.
В кельтских преданиях Чудотворный котел, как правило, собственность какого-либо бога либо группы богов. Первым чудотворным вместилищем воды - колодцем - обладал ирландский бог-целитель Диан Кехт, с его помощью он возвращал жизнь и силы воинам во время битвы с предшественниками Племен богини Дану - фоморами. А самый первый хронологически упомянутый котел, этими же Племенами принесенный в Ирландию, был хрустальный котел «Ундри» ирландского бога Дагды, одного из сыновей богини Дану. Каждый гость Дагды находил в котле еду, соответствующую его личным заслугам и поступкам.
Вместе с котлом Дагды в Ирландию попали и другие Реликвии (Hallows):
- Копье Луга (которое приносит победу в любой борьбе)
- Камень Фала (который возвещал приближение истинного короля)
- Меч Нуаду (который всегда поражал цель в битве)
В те времена котел являлся ценнейшим артефактом, за которым велась беспрерывная охота. Предприимчивые герои то и дело похищали Чудотворный котел, которого, вероятно, рано или поздно стало не хватать на всех, и в мифах стали появляться новые котлы. Так или иначе, чаще всего артефакт хранился в Ином Мире (который для ирландцев зачастую был в Уэльсе, а для валлийцев – в Ирландии) или в иносказательных аналогах Иного Мира – под землей, под водой, за морем и т.д. Котлы обладали разными функциями, видимо в зависимости от индивидуальных представлений рассказчика о счастье: в одних котлах никогда не иссякала пища или золото, другие давали его обладателю мудрость, но самыми ценными котлами были котлы возрождения.
Бог во втором поколении Бран Благословенный владел котлом, который регенерировал жизненные силы, оздоровлял и даже возвращал жизнь умершим.
Ирландский герой Кухулин во время похода в Dun Scaith, Город Теней, получил от богов Тьмы чудесный котел, в котором никогда не переводилось мясо.
Ирландский король Кормак в Ином Мире встречается с котлом, который варит пищу только тогда, когда ему рассказывают правдивые истории, и получает в дар чашу «для различения между правдой и ложью». Эта золотая чаша, на которой было изображено множество ликов, имела свойство раскалываться натрое, если перед ней произносилась ложь. А чтобы соединить ее заново, следовало сообщить ей правду.
У валлийского правителя Пуйла (Pwyll валл. - "мудрость"), получившего в совладение подземное царство Аннун, был котел вдохновения, внушения и поэзии.
Надеюсь, что я вам за сегодня ещё не надоела.... Взято опять же
Самая любопытная котельная история с продолжением, несомненно, случилась со знаменитым валлийским бардом Талиесином, жившим во времена правления короля Артура в 6 веке. Талиесину приписывается знаменитая Llyfr Taliesin ("Книга Талесина" - с валл.), обнародованная позже, в т.ч. поэмы: Cad Goddeu (валл. "Битва Деревьев") и Preiddeu Annwfn (валл. "Трофеи, либо Добыча из Аннуна").
Некая ведьма (в других преданиях – богиня мудрости) Кериддвен владела магией, чародейством и прорицанием, а ко всему прочему и котлом, в котором варила эликсир мудрости и знания. У Кериддвен был сын Морвран (валл. Morwran, "Черный Ворон"), и был он «угрюм и ужасен видом, как сама тьма». Понимая, что с его внешностью и характером сын не сможет пробиться в приличное общество благородных людей, владык и магов, ведьма решила сделать из него великого барда - с помощью волшебного котла, используя силу особых трав и собственные наработки. Но сваренный ею эликсир случайно попал не на сына, а на слугу, юношу по имени Гвион, после чего котел лопнул. Гвиону пришлось претерпеть ряд перерождений, совершенных не по своей воле - ведьма проглотила его, "девять месяцев носила его в себе", по истечении этого срока родила мальчика "обратно", но, чувствуя, что не может убить его, положила в коракль - кельтскую лодочку, сплетенную из ветвей и обтянутую кожей, и бросила в море.
Что было дальше, повествует "История Талиесина", написанная в 16 веке: воины вылавливают на морском берегу маленький коракль, где находят мальчика-младенца. «Когда же доставали его из лодочки, увидел Эльфин сын Гвиддно яркое сияние, облекавшее лоб ребенка, и потому назвал его Tal iesin, что означает по-валлийски "Сияющее Чело"».
В поэме Preiddeu Annwfn, составленной Талиесином, рассказывается о морской экспедиции в Иной Мир (Аннун), расположенный на острове, за Магическим котлом, принадлежащим самому королю Аннуна. Утверждается, что в этой экспедиции главную роль играл король Артур.
Чудесный остров, куда морем отправилось огромное количество народу и откуда живьем ушли только семеро, называется «Островом Проворной Двери», а крепость Caer Sidi, предположительно носит ряд наименований, в том числе – «вертящаяся крепость», «крепость в недрах земли», «стеклянная крепость», «крепость с четырьмя углами»…
С подобным подвижным сооружением в походе за магическим котлом, полным золота и серебра, в котором, к тому же, никогда не переводилась пища, ранее столкнулся и величайший ирландский герой Кухулин – он остановил волшебное колесо, что вращалось у входа в крепость на острове Dun Scaith - «Град Теней», («дун» - "крепость" или "град", где содержится некое сокровище). «С наступлением ночи крепость начинала вертеться быстрее, чем мельничный жернов, и после захода солнца никто не мог даже отыскать вход в нее», - и, проникнув внутрь со своими спутниками, экспроприировал все сокровища, хранящиеся в магическом котле.
Кстати, Артуром в древнекельтских легендах звали одного из потомков аборигенов, обитавших на землях Ирландии еще до вторжения Племени богини Дану. Получив статус божества, он приравнивался римлянами к Меркурию и почитался покровителем земледелия и вообще сельского хозяйства. Другой Артур был реальным кельтским правителем, вполне земного происхождения. И только Годфрид Монмутский собрал воедино все разрозненные сведения об Артуре (или Арторе) и, вероятно, именно ему обязан легендарный король Артур своей исключительной биографией.
Отец его жены Гвенвивар, в донормандских преданиях, - Огирвран, - во всех отношениях отвечал представлениям древних кельтов о повелителе подземного мира (само его имя, восходящее к архаическому occur vran, означает злая ворона, то есть ворон - птица смерти). Он был громадного роста (его звали Огирвран-великан) и владел волшебным котлом, из которого родились три музы; и, вдобавок ко всему этому, был патроном бардов, которые почитали его основоположником всех искусств.
С появлением Артура в мифологии вообще возникает масса новых персонажей, в том числе и Мирддин, вошедший в норманно-французские романы об Артуре под более привычным именем - Мерлин. (Первым названием Британии, которое она носила еще до активного заселения острова, как гласят старинные рукописи, было Клас Мирддин, что означает "Удел Мирддина").
После многочисленных подвигов Мерлин отправился на некий удаленный остров в сопровождении девяти славных бардов, захватив с собой легендарные "Тринадцать сокровищ Британии", которые с тех пор были навсегда потеряны для простых смертных. По преданию, к числу этих сокровищ относились меч, корзина, рог для питья, колесница, поводья, нож, точильный камень, одежда, миска, тарелка, шахматная доска, мантия (стандартный набор начинающего робинзона) и, конечно же, - многоликий котел.
В более поздних мифах Чудотворный котел трансформировался в недостижимую Чашу святого Грааля, а также разменялся на массу котлов помельче, которые стали неизменными атрибутами ведьм и волшебников - в преданиях о ведьмах эпохи средних веков и Ренессанса котел всегда фигурирует в качестве сосуда, в котором готовились яды, мази и приворотные зелья.
Четыре Реликвии Ирландии: котел, копье, камень и меч стали символическими обозначениями мастей карт Таро: чаши, жезлы, монеты и мечи.
Перевоплощение Котла в Чашу неудивительно – и то, и другое символизирует женское лоно. Три свойства Чудотворного котла - неисчерпаемость, вдохновение и возрождение - можно суммировать одним словом: плодовитость.
Любопытно, что по преданию меч – Реликвию – принес в Ирландию предводитель Племени богини Дану Нуада, прозванный Аргатлам – «Сереброрукий» за то, что, потеряв в битве одну руку, был награжден богами серебряной рукой.
Таким образом, Племена богини Дану, в битве уступившие место на земле т.н. сыновьям Миля – кельтам - и удалившиеся жить в Иной Мир, в сиды, напоминают нам о Death Eaters – Искушённых Смертью, в числе которых был Питер Петтигрю - вовсе не бог, а жалкий негодяй, но обладатель серебряной руки, пожалованной ему Лордом Волдемортом.
Богиня Дану или Ану (anae ирл. – «богатство, процветание») у бретонцев и кельтов, вытесненных на континент англосаксами почиталась как владычица Иного Мира. У валлийцев этимологически родственно называется и Иной Мир – Аннун.
Хельга - имя германо-скандинавского происхождения. Это не означает, что сама Хельга родилась за пределами Британии. Когда в 5 веке римские легионы покинули Британию, романизированное население, не в силах справиться с набегами пиктов с севера, пригласило наемников-саксов для охраны Адрианова вала, но их оказалось так много, что вынудить их уйти уже было некому. Британию саксы так и не покинули, вольготно расположившись на всей территории страны вместе со своими обычаями, богами и рунами.
В германо-скандинавской мифологии упоминается золотой сосуд с Мёдом поэзии, - напитком, глоток которого наделял поэтическими способностями. Такое же сакральное вместилище поэзии есть и у кельтов. Бог Один похитил этот сосуд в пещере великана и унес в Асгард, небесные чертоги, где обитают боги-асы.
Заключительный котел – это каменная чаша (Basin), в которую Волдеморт опустил свой хоркрукс и которая является неопустошимой в извращенном смысле – она полна не сокровищами (если не считать медальон), а страшным ядом, который невозможно вычерпать из нее иначе, кроме как перелив внутрь себя с летальным исходом.
Сторожат эту чашу инфери - оживленные трупы, - как символ Иного Мира в самом мрачном его воплощении.