У наших эзотериков, магов и астрологов возник серьезный повод для беспокойства: в разгар экономического кризиса государство внезапно озаботилось идеей навести порядок в сфере оккультных услуг. Сама по себе мысль здравая, и ее можно лишь приветствовать, если бы не несколько серьезных «но»…
Например, из всех специалистов подобного рода закон, судя по всему, готов признать лишь целителей – иначе для чего требовать, чтобы любой, работающий на рынке оккультных услуг, имел медицинское образование? Зачем оно, скажем, астрологу? Да и экстрасенсу-поисковику, гадалке, хироманту быть врачами совсем не обязательно… Инициатива сертифицировать всех целителей принадлежит Государственной Думе, Московская же городская Дума пошла дальше и предложила вообще объявить вне закона всех оккультистов, не имеющих медицинского диплома.
Прокомментировать начатую компанию мы попросили Президента Российской Ассоциации Народной Медицины (РАНМ), заместителя генерального директора по сертификации Федерального научного клинико-экспериментального центра традиционных методов диагностики и лечения Минздравсоцразвития РФ, член-корр. РАЕН, АМТН, ведущего специалиста по правовому регулированию в области народной медицины В. В. Егорова.
– Владимир Владимирович, как вы относитесь к тому, что законодатели на федеральном уровне собираются запретить рекламу эзотерических услуг? И к тому, что в Московской городской Думе рабочая группа фракции «КПРФ» разрабатывает проект изменений в статью 17 «Федерального кодекса «О лицензировании отдельных видов деятельности», чтобы строго регламентировать деятельность целителей, а магов и экстрасенсов, не прошедших стандартизацию и сертификацию, объявить вне закона.
По мнению народных избранников, все целители должны иметь медицинский диплом, диплом специалиста народной медицины, сертификат целителя и лицензию на право заниматься медицинской практикой. При отсутствии любого из этих документов собираются привлекать к административной ответственности за незаконное занятие коммерческой деятельностью, судить как мошенников и аферистов.
– Я согласен: если специалист является профессионалом и получает доход от своих занятий, то он должен быть зарегистрирован как предприниматель и платить налоги: такая практика существует во всех странах. В крупнейших университетах США и Европы сегодня изучают народную медицину, магию, парапсихологию, выпускники получают дипломы и лицензии, позволяющие заниматься частной практикой. А у нас правовое поле, в котором находятся специалисты подобного уровня, соткано из одних противоречий, поэтому человеку очень трудно отстаивать свои права перед государством.
У нас есть Закон об охране здоровья граждан, в котором имеется статья о праве граждан на занятия народной медициной. Созданы профессиональные ассоциации с региональными отделениями, состоящие из компетентных лиц с медицинскими дипломами, специальные методики и аппаратура, которые позволяют определять наличие у людей экстрасенсорных способностей, имеется юридическая база, которая позволяет выдавать направления в департаменты здравоохранения на получение диплома целителя, разрешающего заниматься оздоровительными практиками. Казалось бы, все прекрасно! Но реально эта система работает только в пяти регионах России, в остальных же – в том числе, в Москве, в Питере, сегодня разрешение на работу целителя не получить. Появились приказы Минздрава и местных властей, которые запрещали работать без медобразования, запрещали даже практики, основанные на эзотерических знаниях: биоэнергетике, мантрах, медитациях...
– Так что же теперь – чтобы практиковать медитацию, человек обязан иметь медицинское образование?
– Да, получается именно так. Хотя даже покойный ныне патриарх Алексий II в своих публичных выступлениях признавал, что в России есть и православные батюшки, способные исцелять молитвами, и миряне, обладающие подобным даром, и даже учил, как отличить настоящего целителя от шарлатана. Наша ассоциация, конечно, помогает людям отстаивать свои права: некоторые из этих приказов мы смогли отменить – даже через Верховный суд. Но на это потребовались годы!
Сейчас гонения продолжаются. Даже посредством отмененных приказов власти на местах умудряются закрывать определенные организации: например, недавно в Перми пытались закрыть школу йоги, в Архангельске закрыли региональную общественную организацию «Духовное возрождение северян», практиковавшую здоровый образ жизни, йогу, вегетарианство и медитации – именно за отсутствие медицинских дипломов у сотрудников. И таких примеров за последний год более десяти.
– Неужели стране не нужны деньги, которые можно получить с эзотериков, если дать им возможность легально заниматься своим бизнесом, как это сделано во всех цивилизованных странах?
– У нас в России правая рука не ведает (или не желает ведать), что делает левая. Разрешительные и правоустанавливающие документы для целителей разработаны, но не выдаются, в связи с этим нет государственного регулирования их деятельности, налогообложения, но самое главное – талантливые специалисты и шарлатаны поставлены в равные условия. И если, наконец, в этот вопрос будет внесена ясность, необходимые для целительской деятельности документы начнут выдаваться, мы все вздохнем с облегчением!
Очень важно грамотно провести определение того, что можно и чего нельзя сертифицировать. Я категорически против смешения целительских, эзотерических и оккультных наук в одну кучу! Собственно целительство – это, прежде всего, методы народной медицины, к которым относятся рефлексотерапия (в том числе и массаж, и иглоукалывание, мануальная и висцеральная терапия), апи- и гирудотерапия, травничество, внушение (в том числе, гипноз) и многое другое. У нас принят государственный стандарт на целительство, в котором биоэнергетическая коррекция, внушение, молитвы и подобные методы были официально приравнены к целительским практикам. Они разрешены законом для лечения физических и психических заболеваний.
Магические же услуги – это всегда некоторая обрядовость, к ним относятся заклинания, заговоры, ритуалы и биоэнергетическое воздействие, направленные на решение бытовых проблем и иных целей, и не предполагающих восстановление здоровья. И, на мой взгляд, регулировать эти вопросы, сертифицировать их каким-то образом, просто невозможно. Конечно, по разработанным нами методикам можно проверять и способности оккультистов тоже: например, тестировать изменение активности излучений головного мозга в процессе проведения испытаний, способности направлено изменять информацию, заложенную в водную среду. Но по какой шкале прикажете оценивать возвращение в семью мужа, ушедшего к любовнице? Ассоциации профессиональных целителей (региональные, Российская ассоциация народной медицины, международная), были созданы именно для того чтобы проверять, соблюдают ли специалисты, занимающиеся целительством, профессиональный кодекс, не приносят ли вреда пациентам. В среде магов и экстрасенсов действуют свои, неписаные правила –как говорится, законы жанра. И вмешательство государства возможно здесь лишь в отношении размещаемой ими рекламы. Зачем запрещать, если вполне достаточно поставить запрет на недобросовестную рекламу? Например, «накажу соперницу», «устраню конкурентов» –подобные выражения подпадают под статьи процессуального кодекса как попытки причинить умышленный вред здоровью или жизни! На страже интересов потребителей должна стоять антимонопольная служба и Закон о защите прав потребителей. Можно запретить употребление определенных словосочетаний и предложений, несущих скрытую угрозу. Можно требовать от легально практикующих магов и экстрасенсов заключения договора на предоставляемые услуги, на основании которых можно будет требовать возмещения потраченных средств (кстати, по статье «недобросовестная реклама» в прошлом году в России было возбуждено около 40 уголовных дел). Но инициировать подобные требования должна антимонопольная служба.
С 1 января 2009 года магические услуги и экстрасенсорика официально введены в «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности».
Одним словом, вместо того, чтобы устраивать «охоту на ведьм», следовало бы создать благоприятные условия для профессионалов, дать людям возможность выбора – идти к врачу или хорошему целителю, грамотному психологу или опытному экстрасенсу, спириту, ясновидящему, астрологу. Принятые законы должны работать, помогая открывать в стране большое количество эзотерических центров и оздоровительных школ, прививать населению культуру здорового образа жизни.
Разумеется, противниками этого направления будут фармацевтические компании, которые не желают нести убытки. Но здоровье нации важнее корыстных соображений!
Кому это надо?..
Подвести итоги сказанному, ответив на вопрос «кому это выгодно?» мы попросили историка и философа, эксперта в области эзотерики и оккультизма Леонида ГОЛИЦИНА.
Запах ереси
Все, кто знает историю, могут подтвердить: время от времени в разных странах разгорается борьба с инакомыслящими, последователями различных эзотерических доктрин (ведьмами, магами и целителями) и другими несчастными, в неудачную минуту подвернувшимся под горячую руку властей предержащих. Кто и с какими целями устраивает «охоту на ведьм», кому выгодны эти гонения?
Для начала давайте вспомним самые печальные примеры в истории человечества от средневековья до наших дней. В 1484 году Европа изнемогала от последствий столетней войны: разруха, голод, военные неудачи и экономические трудности провоцировали народные волнения, бунты (самыми громкими из которых стали Парижское восстание и Жакерия). И вот война закончена – в октябре французы и их союзники занимают Бордо. Казна королей и вельмож пуста, народ обнищал до крайности. Чем отвлечь простой люд, готовый взяться за дреколье? Следует найти «образ врага», на которого можно направить гнев масс! И на свет появляется «ведовская булла», принадлежавшая перу папы Иннокентия VIII – «Summis desiderante». Подчиняясь ее призывам, святая инквизиция концентрирует силы на беспощадном искоренении ведьмовства из душ и умов беззащитных христиан.
До выхода этой буллы церковь считала магов и колдунов идолопоклонниками и накладывала на «заблудшие души» лишь духовные наказания за отпадение от истинной веры. Таким наказанием могла быть епитимья (обязательство, которое необходимо было исполнить преступнику для искупления греха), временное или пожизненное отлучение от церкви, наконец, очень страшная по тем временам вещь – отказ в причащении перед смертью. Святая инквизиция до папских выступлений вообще не занималась проблемами колдунов, передавая подобные вопросы на разрешение светских судебных исполнителей. Светские же власти не судили ведьм и чародеев за занятия магией, их привлекали к суду за конкретные провинности, преступления перед личностью, наравне с другими правонарушителями. Например, римский кодекс карал колдунов за прямые физические увечья. Если человек причинял невинному вред магическими или любыми иными способами, и не мог выплатить пострадавшему компенсацию, то ему наносили равноценное увечье: как говорится, око за око, зуб за зуб!
Но усилиями пап Иннокентия VIII, Григория IX и Александра IV суду инквизиции стали подлежать все магические деяния, которые, на их взгляд, «явно пахли ересью». Запах ереси тут же смешался с дымом костров, на которых горели старики, взрослые и дети.
«Ведовская булла» папы Иннокентия отправила на костер сотни тысяч человек: 30 000 женщин было сожжено в Испании, Италии и Германии, более 150 000 – в других европейских странах. В течение 200 лет на костер отправляли самых красивых и умных женщин, самых образованных и успешных мужчин: «Отказала, чертовка? – на костер ее!» «Умный, книжки читает?» – видать, с чертом знается … Хорошо идет у людей дело – не иначе, с сатанинской помощью!
Ваша книга пахнет гарью
Пятьсот лет назад по заказу руководства христианской церкви Якобом Шренгером и Генрихом Инститорисом был написан «Молот ведьм» – пособие для инквизиторов, наставления, позволяющие определить, ведьма перед тобой или примерная христианка. Это издание по тиражам обгоняло даже Библию…
Для взятия под стражу по обвинению в колдовстве достаточно было анонимного доноса: доносчик получал десятую часть имущества казненного, все остальное наследовал король. Обвинить человека мог кто угодно –суд святой инквизиции принимал показания осужденных на смерть преступников, крепостных, балаганных шутов и прокаженных: словом, даже отверженных, лиц, лишенных всех прав.
Охота на ведьм набирала обороты: в некоторых местностях доносительство принимало характер массовой эпидемии, люди теряли голову от страха и доносили на всех подряд, лишь бы отвести беду от себя и своей семьи. В результате таких доносов в немецком городе Бамберге, например, сожгли двадцать две девочки, самой старшей из которых было 10 лет, в летописи Роттенбурга занесены жалобы членов городского совета на «усталость из-за бесконечных процессов по ведьмам» и сетования, что скоро в городе не останется ни одной женщины. В городе Нейсе на службе святой инквизиции в три смены трудились десять палачей, а для скорейшего достижения результата была построена огромная печь, в которой день и ночь горели несчастные жертвы… А так как для отправки на костер требовалось полное признание вины, брошенных в застенки подвергали самым изощренным пыткам.
Наконец, после того как в Испании, Германии и большинстве прочих стран не осталось ни одной красивой женщины, а королевские казны европейских государств переполнились омытыми слезами и кровью богатствами, конфискованными у казненных ведьм и колдунов, кровавый террор пошел на убыль.
Ведьмина доля
Братья-славяне по размаху преследования ведьм и колдунов, конечно, отставали от инквизиторской Европы, но тоже не чурались в трудные годины переключать внимание народных масс с реальных виновников проблем на мнимых. Пока князья вели междоусобные войны, заключали и расторгали мирные договора с литовским князем Витовтом (1406-1408 гг.), проигрывали битву за битвой Золотоордынскому темнику Едигею (в результате неумелых военных действий помимо все той же Москвы были опустошены Серпухов, Верея, Дмитров, Клин, Коломна и Нижний Новгород, полностью разорена Рязань), народ был занят спасением отчизны. Но как только с литовцами был заключен мир, а Едигей вернулся в Орду, потребовалось срочно найти виновников бедствий разоренных земель. Их нашли очень быстро –в «Поучениях» Серапиона описываются пытки и казнь волхвов, обвиненных в голоде и падеже скота, в 1411 году в Пскове на костер отправили двенадцать знахарок-ясновидящих, на которых возложили ответственность за разразившуюся эпидемию моровой язвы.
Такая же ситуация повторялась и дальше: на время войн с прибалтами и Золотой Ордой о волхвах и ведуньях забывали. Когда же наступало затишье, и народ начинал задумываться о цене кровопролитных побед и задаваться вопросами, как возместить причиненные войной убытки и кто в ответе за погибших в битвах сыновей, гонения разгорались снова. Редкий год обходился без громких процессов над колдунами. Сразу же после разгрома крымского хана Девлет-Гирея и покорения литовских земель на Западной Двине (в 1571– 1572 годах), в 1573 году ведьм обнаружили при дворе архиепископа Леонида Новгородского – пятнадцать «жен колдовок» вместе с опальным архиепископом четвертовали и отправили на костер.
«Опиум для народа»
Ведьмы и колдуны – самые удобные объекты «охоты», но вовсе не единственные. Бывали времена, когда церковь из гонительницы магов и чародеев превращалась в жертву. Разумеется, не колдунов – а государства, которому требовалось избавиться от конкурента в области идеологии, ну и денег, как водится, в казну добавить. Новейшая история: Россия, начало ХХ века. Православная церковь обладала колоссальными сокровищами и авторитетом в глазах народа, что никак не устраивало большевиков: после Первой мировой власти рабочих и крестьян остро требовались деньги и… новый враг народа, на которого можно было свалить всю вину. Первым делом молодая советская власть «приватизировала» все земли храмов и религиозных общин, затем объявила саму религию «опиумом для народа». Затем появился и удобный повод физически расправиться с врагами: в 1921 году на страну обрушился неурожай, и число голодающих достигло двадцати пяти миллионов. ВЦИК тотчас же опубликовал декрет, в котором приказывал местным Советам конфисковать у церквей все имущество (среди которого были святыни, бесценные в глазах каждого христианина) и передать в фонд помощи голодающим. Выполнение этого святотатственного указа, как и ожидалось, вызвало активное сопротивление верующих, во главе противостояния встал Патриарх Тихон. В ряде губерний вспыхнули крестьянские бунты, самым громким из которых стал вооруженный мятеж в Шуе.
Следом за декретом в местные советы полетело секретное письмо В. И. Ленина (от 19 марта 1922 года): «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются… тысячи трупов, мы можем провести изъятие церковных ценностей, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... …мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов рублей, без которых никакая государственная работа вообще, хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе совершенно немыслимы…
Чем больше число представителей реакционной буржуазии и духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Результатом этого письма стали кровавые репрессии по всей стране, продолжавшиеся не более года, но почти поголовно выкосившие ряды церковнослужителей и их семей.
Вместо ведьмы – коммунист
Поводом для следующего витка в истории всемирной «охоты на ведьм» стала Великая депрессия, начавшаяся банковским кризисом в Соединенных штатах Америки в 1929 году, и к 1930 году поразившая экономику всех развитых стран. В США за время кризиса лишились работы более 13 млн. американцев. Промышленные запасы потеряли 80 % их стоимости, цены на сельхозпродукцию упали на 53 %. Обанкротились два из каждых пяти банков, денежная масса с 1929 года обесценилась на 31 %. Ответственность за то, что кризис длился целых десять, лежала на правительстве Теодора Рузвельта: предпринятые «антикризисные меры» привели к новой волне безработицы. Но признать это – значило расписаться в полной политической несостоятельности, и вот в 1940 году с легкой руки американского сенатора Маккарти в стране начинаются политические репрессии, цель которых – искоренение идей коммунизма и гонения на левую интеллигенцию. «Охота на ведьм», начавшаяся во время предвыборной кампании Эйзенхауэра, продолжалась целых десять лет. Политическое мастерство Джозефа Маккарти позволило развязать в стране «демократических свобод» настоящую холодную войну с инакомыслящими. Война велась с размахом: списки коммунистов и «сочувствующих» транслировались по радио и телевидению, ведущим деятелям науки и культуры предъявлялись обвинения в коммунистической ереси и «связи с подрывными элементами». Людей увольняли с работы, бросали в тюрьмы, вынуждали покидать страну.
В Европе, где в результате кризиса резко ухудшилось положение фермеров, мелких торговцев и представителей среднего класса, пышным цветом расцвели правоэкстремистские фашистские партии (в Германии в 1933 году пришла к власти Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, в Италии – партия Муссоллини), которые повели обывателей на борьбу с коммунистами и социалистами.
Тем временем Россия, мало затронутая всемирным кризисом, зато жестоко потрепанная революцией, Первой и Второй мировыми войнами, под предводительством Сталина вела многосерийную «охоту на ведьм» – сначала советских людей бросали на борьбу с вредителями, потом –с евреями (обвиненными во враждебности к русскому и советскому патриотизму), затем с интеллигенцией, виновной в «низкопоклонстве перед Западом». Воплощением образа врага, стоявшего за спинами жертв репрессий, для русских стал американский империалист. Напоминать, во что вылилась мощная компания по борьбе с космополитизмом, не стоит: суды чести, травля в прессе, «дело врачей», доносы, аресты, пытки, тюрьмы – все развивалось по законам жанра. Конец истерии положила смерть Сталина, наступившая 5 марта 1953 года.
Подводим нерадостные итоги
Как мы видим, «охоты на ведьм» всегда начинаются в периоды кризиса, политической нестабильности. Жертвами гонений могут оказаться не только ведьмы, маги, колдуны, но и служители церкви, коммунисты, империалисты, евреи, ученые, представители творческой интеллигенции. Сегодня у нас снова на дворе кризисные времена – и похоже, что очередная кампания «охоты на ведьм» набирает обороты: на сей раз в качестве жертв выбраны «старые знакомые»: маги, целители, астрологи и экстрасенсы.
Заложниками в этой игре окажутся люди, которые рождены, чтобы нести свой дар людям. Но если мы позволим объявить их «вне закона», мы же и окажемся в тупике. Причем только мы с вами: во все времена, какие бы «охоты на ведьм» ни бушевали у подножий тронов, у власть имущих были и будут свои маги, астрологи и ясновидящие…
Источник: Форум ОГМ http://grail.chudoforum.ru/t2481-topic